Одной из самых активно развивающихся субкультур в России является стрейт-эдж. Широкое распространение вызвало даже некоторую моду на это словосочетание. Очень многие, не задумываясь, называют себя «стрейт-эджерами» и используют атрибутику движения, не вдумываясь в суть этого довольно глубокого явления. Мы постараемся объяснить, что же это такое.
Straight edge (стрейт-эдж от англ. straight, «прямой», и edge, «грань», «линия») - молодежная субкультура, развивающаяся и существующая в рамках DIY-панк-культуры1. Основными принципами стрейт-эдж являются отказ от алкоголя, курения, наркотических средств и беспорядочного секса. Существование стрейт-эдж необходимо рассматривать исключительно в русле общего развития DIY-панк/хардкор культуры, поскольку иначе могут возникнуть неверные трактовки основных принципов движения.
Стрейт-эдж - неотъемлемая часть панк/хардкор сцены, только внутри DIY-панк-культуры принципы здорового образа жизни получают столь специфическую и яркую социальную окраску.
Стоит отметить, что в музыкальном плане именно хардкор с самых первых своих дней стал использовать стрейт-эдж для пропаганды своих идей, именно хардкор стал традиционной музыкой стрейт-эджеров. Но хардкор играли и группы, не вовлеченные в стрейт-эдж. Хардкор - это прежде всего один из видов панк-музыки, а стрейт-эдж - это прежде всего контркультурное явление.
Стрейт-эдж зародился на вашингтонской панк-сцене начала 1980-х, как реакция молодых панков на деструктивные ценности культуры панка в целом. Идею протеста против саморазрушения выразил Ян Маккей (участник множества значимых для DIY-панк/хардкор культуры коллективов, в числе которых Minor Threat, Embrace, Fugazi). Ян исполнял ее со своей группой Minor Threat. До этого Маккей участвовал и в других хардкор-группах (и тоже нес идею, что панк может быть трезвым), но только благодаря деятельности музыканта в Minor Threat появился стрейт-эдж. Вот текст этой песни.
Я человек, такой же, как ты
Но у меня есть вещи получше
Чем сидеть без дела и разрушать себя
Превращаясь в живую мертвичину
Забивая сраным порошком мой нос
Отключаясь на концертах
Я даже никогда не думал о том, чтобы догнаться
Это как раз таки то, что мне не нужно
Я провел четкую грань
Я человек, такой же, как ты
Но у меня есть вещи получше
Чем сидеть без дела и курить дурь
Потому что я знаю, что я могу справиться и без этого
Смеясь над мыслями о поглощении таблеток
Смеясь над мыслями о нюхании клея
Я всегда держу себя в порядке
Никогда не хочу использовать костыли
Я провел четкую грань
Сами принципы были сформированы в другой песне - Out Of Step, - которую также написал Ян Маккей и он также исполнял ее с Minor Threat.
(Я) Не курю
Не пью
Не трахаюсь
Но черт подери, зато я могу соображать
Я не могу оставаться в стороне
Я не могу оставаться в стороне
Я не могу оставаться в стороне
Я иду не в ногу с миром
Таким образом новое поколение американских панков в начале 1980-х отделило себя от существующего поколения, отвергло саморазрушение, свойственное большинству панков того времени, и создали новую музыку - хардкор2. По сути они создали контркультуру в контркультуре. Появилась новое звучание (хардкор) и новая идея (стрейт-эдж).
Во второй половине 1980-х ситуация сильно изменилась. Такие группы, как Bold, Youth Of Today, Wide Awake, Gorilla Biscuits, Chain Of Strength, Project X, Alone In The Crowd и другие стали иначе воспринимать стрейт-эдж. Именно в это время он стал массовым движением среди молодежи в США. Группы стали называть себя «стрейт-эдж» и отделяться от панка и хардкора в свои сообщества. Стрейт-эджеры стали проявлять нетерпимость по отношению к другим участникам панк/хардкор-сцены. Ян Маккей был против этого. Он сказал, что «всего лишь написал песню» о том, как он живет, и о том, что он чувствует, а из этого развили целое движение.
Одной из ключевых фигур того времени был Рэй Каппо (участник групп Youth Of Today, Shelter, Better Than A 1000). Благодаря ему большая часть стрейт-эджеров в это время стала считать вегетарианство еще одним принципом стрейт-эдж. Кроме того к началу 1990-х Рэй стал кришнаитом, и в среде стрейт-эджеров стал быстро распространяться кришнаизм. В это время родилась мода на спорт, на спортивную одежду и спортивные стрижки в среде стрейт-эджеров, которая затем перешла на весь хардкор. Дух той поры отлично иллюстрирует текст группы Youth Of Today:
Благодаря ребятам это случилось, мы начали новый путь
Сегодня в мире люди помогают людям
Физически сильные, морально правильные, позитивная молодежь
Мы - молодежь сегодняшнего дня!
Никогда не боремся друг с другом
Сначала используем голову, потом кулаки
Затем мы разнесем все барьеры
Ненависти и предрассудков
"Живи быстро - умри молодым" -
это было всего лишь приходящим увлечением
Для кучки неудачников
Которым было на все наплевать
Я собираюсь прожить свою жизнь
Дыша каждым вздохом
Смотря в будущее
И двигаясь прямо
Вперед
В начале 1990-х произошла последняя трансформация идеи Яна Маккея. Появились крайне нетерпимые стрейт-эджеры (militant straight edge), появилась множество стрейт-эджеров-веганов3, которые огромное внимание уделяли сопротивлению ценностям антропоцентризма и защите прав животных. Это незамедлительно отразилось на музыке: хардкор стал более агрессивным и «металлизированным», более жестким и злобным по звучанию. Основными музыкальными коллективами того времени считаются Earth Crisis, Statement, Vegan Reich, Culture.
Политика, религия и экология, таким образом, прочно и в более осознанном виде нашли свое место в стрейт-эдж. Текст песни Stand By группы Earth Crisis служит хорошей иллюстрацией.
Больше не будет компромисса, никаких переговоров
Если ты не собираешься меняться, тогда ты виновен
и должен быть уничтожен
Мысли о превосходстве, твои безнаказанные преступления
должны быть окончены
Ты - демон с кровью на твоих руках,
твоя смерть принесет им свободу
Я не могу оставаться в стороне и позволять умирать невинным
Угнетая жизнь невинного, ты потерял свои права,
так что теперь твой конец предрешен
Не думай, что тебе дан выбор
Твои действия выражают твои мысли
Твой эгоизм разрушает Землю, так что ты покидаешь нас
не оставив нам выбора
За утробный плод, за кошку, за корову, за крысу
За невинные жертвы мы будем атаковать,
мы будем атаковать, мы будем атаковать
С начала 1990-х стрейт-эдж распространился в Европе, Латинской Америке, Азии, а в середине 1990-х он попал в Россию. Первыми стрейт-эдж-группами стали «Колесо Дхармы» (Волгоград) и Skygrain (Москва).
С той поры стрейт-эдж стал активно развиваться и у нас. В конце 1990-х появились такие группы, как B'67 (Москва), «Отказ от насилия» (Новосибирск), «Три креста» (Москва), Unconform (Москва). Сегодня самыми значимыми группами являются HARAM (Москва), Engage At Will (Санкт-Петербург), «Вердикт» (Москва). Из групп, несущих более ортодоксальные ценности стрейт-эдж, можно назвать «Маргарет Трэшер» (Иркутск), «Стратегия Икс» (Киров), «Заряд Ненависти» (Пермь)
В общем, можно сказать, что стрейт-эджеры заняли большое и важное место в DIY-панк/хардкор-культуре. И несмотря на то, что некоторые стрейт-эджеры проводят собственные отдельные концерты, издают собственные журналы, организовывают собственные звукозаписывающие лейблы, подавляющее большинство стрейт-эджеров очень дружелюбно по отношению к другим панкам, они плотно взаимодействуют с мировым панк-сообществом и играют в нем активную роль. Среди стрейт-эджеров всегда было много анархистов, коммунистов, христиан, кришнаитов, буддистов, мусульман - это тысячи людей по всему миру.
И, естественно, стрейт-эджеры на протяжении всей истории своего существования активно (в том числе прибегая к насилию) выступали против неоправданной ненависти, жестокости, расизма, фашизма, других видов дискриминации и капитализма. Стрейт-эджеры, став более философским ответвлением в панке, придали большое значение самоконтролю, саморазвитию и сумели противопоставить ненависти и гедонистическим ценностям развращенной западной культуры трезвость и здравый смысл.
___________________________________________________________________________________
1То есть Do It Yourself - «сделай это сам». Начиная с 1980-х - девизом неформальной культуры, «культа самоучки» - в музыке (панк-рока, инди-рока, альтернативной музыки и т. п.), самиздата (фэнзинов) и тому подобного. DIY - своего рода этика поведения, в особенности творческого, характерная для такого рода направлений. В DIY панк-культуре получение коммерческой выгоды не является основным (а часто отрицается), основным же является принцип творческого самовыражения и непосредственного общения.
2Хардкор (от англ. hard, «суровый», «твердый» и core, «суть») - музыкальное направление, сложившееся в конце 1970-х - начале 1980-х годов в Америке в рамках DIY-панк-культуры. Изначально был направлен против идеологии саморазрушения раннего английского панк-движения и нес идеи политической и социальной активности. В музыкальном плане от классического панк-рока того периода хардкор отличали чрезмерно быстрый ритм, более жесткое звучание инструментов и короткая продолжительность музыкальных композиций (в среднем от 30 секунд до полутора минут). Со временем хардкор развился и из американского хардкор-панка 1980-х годов перерос в контркультуру, существующую в DIY-панк-культуре и лег в основу DIY-панк/хардкор-культуры.
3Строгие вегетарианцы, исключающие из своего рациона все продукты животного происхождения, включая мясо, рыбу, яйца, молоко и молочные продукты. Веганы не используют мех и кожу животных, выступают против убийства животных ради опытов и развлечений.
Оригинал
Ну может кточего не шарит
Попутно отписываемся о отношении к этому всему