А вот еще нашел в интернете интересную статью про стили в музыке Кабо Верде:
Музыка - это часть креольской души. С ее помощью жители островов выражают все свои мысли и чувства. Мастерство таких артистов, как Сезария Эвора, братья Мендеш, Паулину Виэйра, Шику Серра, Илду Лобу (Cesaria Evora, Paulino Vieira, Chico Serra, Ildo Lobo) и многих других, прославило их по всему миру. Число поклонников музыки Кабо Верде, загипнотизированных лирически-трагическими мелодиями в стиле морна, зажигательными ритмами коладейры, простыми напевами фунана и чувственными песнями в стиле батуку - с каждым днём всё растёт.
Музыка Кабо Верде - это смесь африканских и португальских ритмов с оттенком латиноамериканских, особенно бразильских интонаций, что подтверждает роль Кабо Верде как центра взаимного влияния культур, которую эти острова играли в далеком прошлом и продолжают играть до сих пор. В их мелодичной музыке слышны звуки португальских фаду - это наследие не далёких колониальных времен, а в традиционных, пришедших из далекого прошлого танцах чувствуется ритмичное дыхание Африки. В неистовых мелодиях креольских танцев слышны яркие краски Бразилии, при этом кое-где угадываются шотландские баллады, средневековая французская музыка и даже грегорианские песнопения. Эта музыка, корнями своими уходящая в глубокое прошлое, в настоящее время звучит вполне современно: это не музейная реликвия, а динамичная и современная экспрессия, живущая и развивающаяся в самобытных мелодиях.
Стиль "морна" - самое известное музыкальное направление Кабо Верде. Он возник из африканской музыки "лундум" (lundum), которая была распространена в Анголе. С 1870-х годов под влиянием португальского фаду морна немного меняеется. Известный композитор с острова Брава Эужениу Таварэш (Eugenio Tavares), очарованный лиризмом и романтикой фаду, сочинял свои морны на португальской гитаре. Другие авторы - Б. Леза и Луиш Рендал с острова Сан Висенте - писали свои песни под влиянием бразильской и аргентинской музыки - самбы и танго. Рожденная в середине 19 века на острове Боавишта (Boavista), морна затем распространилась на другие острова - Сан Висенте Брава, и исполнялась под аккомпанемент гитары, кавакиньо (cavaquinho) - небольшой четырехструнной гитары - и скрипки. Самые старые песни в стиле "морна" - это "Брада Мария" и "Виолета" (Brada Maria, Violeta). В музыке "морна" жители Кабо Верде передают самые глубокие чувства и переживания. Полная грусти и страсти, эта музыка всегда о любви, разлуке и страданиях, о расставании с родиной. Современная морна выглядит немного манернее своей предшественницы: это искусная смесь поэзии, ритма и аранжировок, которую музыкальный критик Жакоб Эдгар назвал "кабовердианской сестрой блюза".
Коладейра (coladeira) - бесспорно, самая жизнерадостная и живая музыка Кабо Верде. О ее корнях нет точных сведений. Некоторые исследователи считают, что ее завезли африканские рабы, другие называют ее более поздней обработкой морны в сочетании с латиноамериканскими ритмами, например с бразильской самбой и карибской музыкой дзук. В этих песнях часто поется о современной жизни и её проблемах, иногда со злым юмором. Среди наиболее известных авторов коладейры - Ти Гои, Франк Кавакинью, Мануэл де Новаш и Ану Нобу (Ti Goi, Frank Cavaquinho, Manuel de Novas, Ano Nobo).
Стиль фунанa (funana) - изначально народный танец, рожденный на острове Сантьягу в начале 20 века. Он исполнялся на сельских праздниках под солнечную зажигательную музыку, имеющую африканские корни, еще более бодрую и ритмичную, чем коладейра. Фунана называют "быстрым танцем эротичных пар, стремящихся друг к другу и ищущих в танце забвения". Первоначально эта музыка исполнялась на двух инструментах: местной разновидности фисгармонии, которую называли гайта (gaita), и особом инструменте в виде металлической пластины - "ферриньу" - по которой водят в такт ножом или небольшой железкой. Интересный факт: фисгармония была завезена на острова португальскими миссионерами, которые решили взять в дальнюю дорогу легкий для перевозки и недорогой по сравнению с органом инструмент.
Богатые люди на островах признавали только "благородные" музыкальные стили, которыми считались морна и коладейра, а фунана получила среди них репутацию дикой и примитивной музыки простолюдинов. Наиболее известными пропагандистамим музыки в стиле "фунанa" стали артисты ансамбля "Булимундо" (Bulimundo), во главе с музыкантом по прозвищу Качас (Katchas). Группе удалось распространить этот музыкальный стиль во все городах Кабо Верде и превратить стиль "фунанa" из незатейливой сельской музыки в полноценный оркестровый ритм с синтезаторами и электроинструментами, сохранив при этом традиционные мотивы.
Во многом благодаря самобытным музыкальным ритмам, родившимся из смешения культур - африканской, европейской и латиноамериканской - на Кабо Верде царит доброжелательная и семейная атмосфера, а лиризм и глубокая поэтичность, присущие местным жителям, заставляют вас почувствовать себя в одном из самых экзотических уголке мира. Жители Кабо Верде - это первая в мире нация, родившаяся от смешения разных этносов в одном народе - креольском - причудливо соединившем в своем национальном характере черты европейцев и африканцев.