Дени Аркан (Denys Arcand, р. 25.6.1941) - канадский режиссер, сценарист, актер, продюсер.
Дени Аркан, канадский режиссер, сценарист. Выходец из семьи со строгими католическими правилами, девять лет провел в иезуитском колледже. Был журналистом и политическим активистом. Изучал историю в Монреальском университете. Затем пришел в документальное кино, сняв ряд лент о франкоязычной провинции Квебек: «Шамплен» (Champlain, 1963), «Монреальцы» (Les Montrealistes, 1964), «Монреаль, летний день» (Montreal on a Summer Day) и «Атлантические парки» (Parc Atlantiques, 1967), «С хлопком трудно» (On Est Au Cotton, 1970, полнометражная картина об эксплуатации текстильных рабочих вызвала разногласия и была выпущена только в 1976), «Квебек: Дюплесси и после...» (Quebec: Duplessis et apres, 1971), «Комфорт и безразличие» (Le Comfort Et L'indifference, 1981, о референдуме по поводу отделения Квебека от Канады).
В 1972 дебютировал в игровом кино криминальным фильмом «Проклятые деньги» (La maudite galette) в духе «бунтарских шестидесятых». И в нем уже содержались язвительно-саркастические ноты, которые впоследствии принесут Аркану славу в условной трилогии о закате эпохи буржуазных моральных и религиозных ценностей, сексуальной переориентации и смене половых и социальных ролей: «Закат американской империи» (Le Declin De L'empire Americain, 1986, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, номинация на «Оскар»), «Иисус из Монреаля» (Jesus De Montreal, 1989, премия на МКФ в Канне) и «Любовь и бренные останки» (Love And Human Remains, 1993, первая работа Аркана на английском языке).
Эти три работы вызвали большой интерес на различных международных кинофестивалях и широко прокатывались даже в США, где обычно относятся с пренебрежением к кинематографу северных соседей. Однако и в предшествующих лентах «Режанна Падовани» (Rejeanne Padovani, 1973), «Джина» (Gina, 1974, рассказ о стриптизерше сопоставлен с историей кинорежиссера, снимающего репортаж о бесправном положении на текстильной фабрике), телесериале «Империя» (Empire Inc., 1983, поставил вторую, пятую и шестую серии) и в картине «Преступление Овидия Плуфа» (Le Crime d'Ovide Plouffe, 1984) тоже есть наметки социальной критики в форме иронических и даже едких по характеру комментариев относительно судеб конкретных героев.
Став самым признанным канадским режиссером, Аркан продолжает свои чувствительные нападки на институты власти и церкви, сняв в 1996 году фильм «Радостные муки» (Joyeux Calvaire). Участвовал в 1991 с новеллой «Видно отовсюду» (Vue D'ailleurs) в коллективном проекте «Монреаль глазами...» (Montreal Vu Par…), снимался в небольших ролях в ряде собственных фильмов, а также в лентах «Зоопарк, ночь» (Un Zoo La Nuit, 1987) и «Леоло» (Leolo, 1992) Жан-Клода Лозона.
Аркан стал всемирно знаменитым после фильма "Закат Американской империи" (1986). Он вызвал ужас у неуспевшей перестроиться отборочной комиссии Московского фестиваля и прошел у нас полулегально — под эгидой спецов-переводчиков, призванных микшировать неприличие диалогов. Зато был номинирован на "Оскара". Как три года спустя '"Иисус из Монреаля", ставший также событием Каннского фестиваля. Но эти работы режиссера, включая его первую англоязычную постановку "Остатки любви и человечности" (1993), — лишь доступная издалека иноземному взору вершина айсберга. Глубинная, подводная его часть осталась принадлежностью канадского Квебека. Как и сам Аркан — паршивая овца в местном киношном стаде.
Начать с того, что по образованию он историк и еще со времен первых любительских киноопытов в Монреальском университете стал объектом травли. Его никак не хотели пускать в свою вотчину "клопы" с соседнего факультета, считавшие себя профессионалами-кинематографистами. Не сложились у Аркана и отношения с Национальным Киносоветом — главным патроном канадской киноиндустрии. По его заказу Аркан снимал короткометражки об истории страны, о Монреале, о спорте — пока однажды не сделал острую ленту о жизни квебекских рабочих-текстильщиков. Под давлением лоббистов из Канадского текстильного института этот трехчасовой документальный фильм был запрещен, а Киносовет начал вставлять Аркану палки в колеса. То отправит очередной фильм на полку, то откажется делать англоязычную версию, что в условиях Канады резко ограничивает круг публики.
По словам Аркана, Национальный Киносовет видел свою сверхзадачу в том, чтобы промывать мозги народу и доказывать, что в Канаде все прекрасно, поля плодоносят благодаря новейшим технологиям, Гленн Гулд замечательно играет на фортепьяно, а Пол Анка — не просто звезда, но живой символ процветающего национального шоу-бизнеса. Одно только естественное отвращение к этой лакировочной картине должно было привести к появлению фильмов-протестов.
Аркан сделал таких фильмов несколько, и их можно было бы назвать политическими, если бы не присущий им философский пессимизм. Основная тема этих, все еще документальных лент — предательство на всех уровнях современной жизни. Сменяющиеся одно за другим правительства, что либеральные, что автократические, соревнуются в коррупции. Политические партии предают своих избирателей, а те, в свою очередь, предают Квебекскую партию сепаратистов, сначала провоцируя ее взлет, а затем, в страхе потерять гарантированное благополучие, голосуя на референдуме против отделения Квебека. (А.Плахов).
Режисерские работы:
1962 - Seul ou avec d'autres
1964 - Samuel de Champlain: Québec 1603
1964 - Champlain
1965 - La Route de l'Ouest
1965 - Les Montréalistes / Ville-Marie
1966 - Volleyball
1967 - Parcs atlantiques / Atlantic Parks
1972 - Проклятые деньги / La Maudite galette / Dirty Money
1972 - Québec: Duplessis et après... / Québec: Duplessis and After...
1973 - Réjeanne Padovani
1975 - Gina / Stone Cold Revenge
1976 - On est au coton / Cotton Mill, Treadmill
1982 - Le Confort et l'indifférence / Comfort and Indifference / Québec et après
1984 - Преступление Овидия Плуфа / Le Crime d'Ovide Plouffe / Murder in the Family / The Crime of Ovide Plouffe
1985 - Murder in the Family (TV mini-series)
1985 - "Empire, Inc." (TV mini-series)
1986 - Закат американской империи / Le Déclin de l'empire américain / The Decline of the American Empire
1989 - Иисус из Монреаля / Jésus de Montréal / Jesus of Montreal
1991 - Montréal vu par... / Montreal Sextet / Six variations sur un thème (segment "Vue d'ailleurs")
1993 - Любовь и бренные останки / Любовь и человеческие останки / Love & Human Remains / Amour et restes humains
1996 - Радостные муки / Joyeux Calvaire / Poverty and Other Delights
2000 - Stardom / 15 Moments / Stardom - Le culte de la célébrité
2003 - Нашествие варваров / Les Invasions barbares / The Barbarian Invasions / Invasion of the Barbarians
2007 - Век тьмы / L' Âge des ténèbres / Days of Darkness / The Age of Ignorance