Бе́рта Хе́лена Ама́лия Ри́феншталь, более известна как Ле́ни Рифеншталь (нем. Berta Helene Amalie «Leni» Riefenstahl; 22 августа 1902 — 8 сентября 2003) — немецкая актриса, танцовщица, кинорежиссёр и фотограф.
Одно упоминание ее имени - уже провокация. Самая известная и одна из самых талантливых женщин-режиссеров за всю историю кинематографа, для многих она так и останется "пособницей Гитлера".
Ее называли певцом нацизма. Она против этого активно сопротивлялась всю жизнь, говоря, что решала только творческие задачи.
Сама Рифеншталь всегда видела себя как аполитичного деятеля искусства, который в то время не осознавал всей чудовищности фашистского режима. Цитата: «Я никогда не опровергала того факта, что была под властью личности Гитлера. Однако то, что я слишком поздно увидела в нём зло, без сомнения является моей виной или ослеплением».
«Олимпия» (нем. Olympia) — документальный фильм Лени Рифеншталь, рассказывающий о XI Летних Олимпийских играх, прошедших в Берлине в июле-августе 1936 года.
В 1935 году Лени Рифеншталь встречается с Карлом Димом, генеральным секретарём организационного комитета берлинских Олимпийских игр, которые должны пройти в 1936 году. Она заключает соглашение с кинокомпанией «Тобис» о съёмках «Олимпии» и занимается многочисленными подготовительными работами. Вскоре после этого, она основывает фирму «Olympiade-Film GmbH», акционерами которой являются она и её брат Хайнц. Вновь деньги фашистского министерства пропаганды и другие средства текут в кинокомпанию, чтобы профинансировать затратные съёмки.
В 1936 году Лени Рифеншталь в качестве подготовительных работ к фильму посещает зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене, а также встречается с Бенито Муссолини в Риме. С мая 1936 года начинаются кинопробы для «Олимпии». Рифеншталь работает над фильмом совместно с известными операторами (Вальтером Френцем, Вили Цильке (Willy Zielke), Гуцци Ланчнером (Guzzi Lantschner), Хансом Эртлем (Hans Ertl) и многими другими). Вместе они создают и применяют много новых кинотехнических приёмов и инноваций (например — камеру для подводной съёмки, рельсовый операторский кран). Число членов съёмочной группы составляет 170 человек. После съёмок в июле и августе 1936 года Рифеншталь вновь возвращается в монтажный цех. Между 1936 и 1938 годами она сортирует, архивирует и монтирует отснятый материал к олимпийским фильмам в своём доме в Грюневальде.
Производственный фильм о работе над «Олимпией» в 1937 году на Всемирной выставке в Париже получает золотую медаль. Премьера «Праздника народов» и «Праздника красоты» состоялась, как и прежде, в Уфа-дворце берлинского зоопарка 20 апреля 1938 года. Со своим фильмом Лени совершает поездку по Европе — сначала Вена, затем Грац, Париж, Брюссель, Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки, Осло и, наконец — Рим. За «Олимпию» Рифеншталь получает Немецкую кинопремию 1937/1938 годов, шведскую Полярную премию, золотую медаль за лучший фильм на международном кинофестивале в Венеции, Греческую спортивную премию, а на кинофестивале в швейцарской Лозанне в 1948 году дополнительно к золотой олимпийской медали, которой её наградил в 1938 году Международный олимпийский комитет, Олимпийский диплом.
Пролог первой части «Олимпии» известен: на экране видны руины Акрополя, затем камера показывает отдельные головы античных атлетов и богинь, плавно переходя на скульптуру дискобола работы Мирона, а с неё осуществляется переход к «живому изображению» обнажённых атлетов, которые на море в замедленной съёмке представляют такие античные соревнования как метание диска, копья и ядра. Далее зритель видит обнажённых гимнасток, движениями которых, античность, через зажжение олимпийского огня и эстафету факелоносцев, несущих огонь через Грецию, переносится в современность — на Олимпийский стадион Берлина 1936 года. Но и во второй части «Олимпии» имеется пролог: утренний лес, в котором бегуны по пересечённой местности, словно тени, возникают перед зрителем и обнажёнными прыгают в воду, сауна, блестящие тела атлетов, берёзовые веники, смеющиеся лица под душем. Но ещё более известным является конец фильма: прыжки в воду у мужчин, которые переходят в невесомый полёт в небо. Затем на экране возникает олимпийский стадион весь в огнях, слышен колокольный звон, видны олимпийский огонь и украшенные лавровыми ветвями флагштоки, которые склоняются друг к другу. Олимпийские знамёна и «Храм света», созданные Альбертом Шпеером, любимым архитектором фюрера, являются финалом фильма.
В обеих частях «Олимпии» друг друга сменяют такие операторские приёмы, как репортажные панорамы, замедленное воспроизведение, панорамирование, пассажи с видом снизу, с субъективной камеры, параллельная съемка с нескольких камер. Основная смысловая нагрузка при монтаже была возложена на символическое возвышение, что было сделано с помощью оптических переходов, а также на эмоциональную музыку и на напряжение, возникающее в момент спортивного состязания, как у спортсменов, так и у болельщиков. Монтаж создаёт прямые зрительные связи между волей к победе немецких олимпийцев и аплодисментами Гитлера (или Геббельса и Геринга). Другими приёмами монтажа являются: импрессионистский монтаж тела в полёте (прыжки с шестом и в воду); монтаж беспрецедентной по накалу борьбы сцены в марафонском беге между покидающими тело силами (движения ног в замедленном воспроизведении) и огромной волей (сцены улиц в ускоренном воспроизведении и с динамичной музыкой); силуэты на земле (фехтование); а также переходы между музыкально иллюстрированными пассажами и частями, в которых присутствуют комментарии диктора и зрительская реакция на то, что происходит на арене. Комментарий к немецкой версии фильма риторически подчёркивает аналогию между спортивной борьбой и военными действиями.
В 1956 году голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из десяти самых лучших фильмов мира. «Олимпия» явилась образцом для многих спортивных фильмов и репортажей и предвосхитила многочисленные технические новшества в киноиндустрии.
Награды: 1937 — Гран-при и золотая медаль на Всемирной выставке в Париже 1938 — Главный приз Венецианского кинофестиваля за лучший фильм; также призы в Швеции и Греции 1939 — Золотая медаль Олимпийского комитета 1948 — Олимпийский диплом Международного кинофестиваля в Лозанне
Когда кто-то предложил Лени сходить в берлинский Дворец спорта послушать речь Гитлера, она понятия не имела ни о нем, ни о его партии. Но атмосфера политического митинга и выступление Гитлера так поразили Рифеншталь, что она написала ему восторженное письмо. Выяснилось, что фюрер восхищался героинями Лени, поэтому ее удостоили аудиенции. Вскоре Рифеншталь получила полупредложение-полуприказ снять документальное кино о Нюрнбергском съезде нацистской партии. Тут не обойтись без пафосных фраз, ибо фильм "Триумф воли" действительно стал роковым для Лени Рифеншталь, определив всю ее будущую долгую драматическую жизнь.
На "Триумфе" для Рифеншталь были созданы замечательные условия: в ее распоряжении находились 30 камер, 36 операторов с ассистентами и около 80 помощников. Ей удалось даже добиться разрешения на то, чтобы закрепить одну камеру между флагштоков (она видна в фильме), именно с нее сняты самые впечатляющие панорамы. Лени стремилась придумать как можно больше положений для камеры: сверху и снизу, съемки движущейся и статичной камерой, крупные и дальние планы, неожиданные ракурсы. Монтаж занял пять месяцев (Лени больше никого не подпускала к пульту). Под конец она работала по 20 часов в сутки.
В итоге получился грандиозный спектакль. Зрителю показывают не реальность, а фантасмагорию, выдаваемую за реальность. В "Триумфе" нет дикторского текста, но образ выразительнее слова. Речи Гитлера были нацелены не на логическое, а на эмоциональное восприятие, и фильм взывал не к разуму, но к глубинным инстинктам. Он прославляет отказ от индивидуальности, объединение в массу. "Триумф" - апология тоталитаризма, люди в нем низведены до деталей, неразличимых в общем орнаменте. -Юношеский профиль - часть шеренги, шеренга - часть марширующего отряда, отряд - часть Германии. Даже старинные дома и скульптуры Нюрнберга оказываются вовлеченными в фашистский спектакль. Слова при этом излишни.
Существует легенда, что после "Триумфа" Рифеншталь получила приглашения работать от Сталина и Муссолини.
Напрочь лишенный художественного вкуса Гитлер догадался, что фильм должен снимать не партийный функционер, а художник. Это было первое полнометражное кино о нацистах, первый художественный образ Гитлера, предъявленный миру. "Триумф" заставил идти за фашистами не один десяток тысяч человек.
Сейчас "Триумф воли" действует почти так же сильно, как "Ночь и туман" Алена Рене (1956 год), посвященный лагерям смерти. Кадры марширующих нацистов и знамен со свастикой невозможно отделить от нашего знания о Второй мировой войне и Холокосте, поэтому не получается оценивать "Триумф" исключительно в эстетических категориях. Его публичный показ запрещен по сей день.
Во "Власти образов..." Лени спрашивают: "Вы, конечно, гордитесь "Триумфом воли", но все-таки, после всего, что вам пришлось пережить..." "Горжусь ли я? - эмоционально реагирует Рифеншталь, - что вы, я жалею, что сняла его: если бы я знала, что он мне принесет, то ни за что не стала бы его делать".
В то время когда снимался фильм, Рифеншталь, как и большинство немцев, верила Гитлеру, хотя и не вступала в его партию. Когда закончилась самая страшная в мировой истории война, Лени говорила: "В 1934 году никто не мог знать, что из этого выйдет". Насчет Гитлера заблуждалась не одна Лени: в 1937 году "Триумф воли" получил во Франции золотую медаль. (Были, однако, и люди, которые хорошо понимали положение вещей. В 1933 году великому немецкому режиссеру Фрицу Лангу, автору национального киноэпоса "Нибелунги", Геббельс предложил "встать у руля" немецкого кинематографа; вечером того же дня Ланг покинул Германию.)