Форум Города N

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Города N » Малый зал » Фильмы Киры Муратовой


Фильмы Киры Муратовой

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

https://susanin.news/upload/iblock/bd1/bd15d651ac35e578ee0a20e7f8f39b82.jpg

Кира Георгиевна Муратова (р. 5 ноября 1934) — выдающийся режиссёр, сценарист.

Свернутый текст

Кира Георгиевна Муратова родилась в  городке Сороки, Бессарабия, ныне — Молдавия.  Девичья фамилия — Короткова.
Училась в 1952-53 на филологическом факультете МГУ. В 1962 окончила ВГИК (мастерская С. А. Герасимова). Уже в самых ранних (более традиционных, реалистических, даже бытовых) картинах Муратовой — дипломная работа «У Крутого Яра» (1962) и первая полнометражная лента «Наш честный хлеб» (1965) (обе сделаны в соавторстве с А. Муратовым) — теперь не без изумления можно обнаружить немало примет личного муратовского стиля. Это свидетельствует о том, что Муратова в своем творчестве, несмотря на видимую разнородность своих работ, остается удивительно цельным художником и, может быть, единственная из этого поколения наших кинематографистов, сохраняет вкус новизны и новаторства, неожиданного подхода к материалу. Ее первый самостоятельный фильм «Короткие встречи» (1968, Муратова также исполнила в нем главную женскую роль) во многих смыслах является переходным, избавляющимся от необходимости фабульного, линейного и психологически заданного повествования благодаря включению внесюжетных лирико-поэтических отступлений, а также из-за более явного пристрастия режиссера к отстраняющим приемам как изобразительного, так и словесного плана. Потом в специальном постановлении ЦК компартии Украины относительно картины «Долгие проводы» (1971, ее выпуск был приостановлен, появилась на экранах только в 1987, премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Локарно) это будет названо формализмом и идолопоклонством, подражанием западным режиссерам, начиная с Антониони и кончая чешской «новой волной» (Милош Форман и Вера Хитилова).
Она всегда стремилась обнаружить свежим и острым взглядом в окружающем мире то, что в нем не замечают другие. В годы застоя Муратова преследовалась исключительно за то, что ни она сама, ни ее герои никак не могли вписаться в тогдашние представления о том, какие же должны быть люди на экране. По сравнению с работами среднего («Познавая белый свет», 1979; «Среди серых камней», 1983; «Перемена участи», 1987) и позднего периодов («Астенический синдром», 1989, премия «Ника»; «Чувствительный милиционер», 1992; «Увлеченья», 1994, премии «Ника»; «Три истории», 1996) две первые ленты Муратовой «Короткие встречи» и «Долгие проводы» производят редкостное ностальгическое впечатление, как будто (в первую очередь это относится к «Долгим проводам») начинаешь воспринимать их как собственную биографию. Мелодрама на тему «мать и сын» о неизбежной разлуке и желании ее отодвинуть как можно дальше порождает подспудное ощущение конца эпохи, безысходности и вселенской тоски.
Для самой Муратовой эта пора действительно стала временем долгого, мучительного ожидания-прозябания. Ее следующая работа с неожиданно светлым названием «Познавая белый свет» могла появиться только за пределами Одессы — в Ленинграде, а наиболее мрачная, серая погода настала в первой половине 1980-х годов, что и зафиксировано в самой сумеречной картине Муратовой «Среди серых камней». Подспудный конфликт в творчестве Муратовой, вероятно, заключается прежде всего в трактовке конкретного материала и вообще действительности. Оставаясь по своей человеческой сущности глубочайшим мизантропом, она тем не менее пытается в себе эту мизантропию преодолеть. Название центральной по хронологии творчества и действительно важной для режиссера картины «Астенический синдром» в какой-то степени поясняет, что художник поневоле должен пребывать в состоянии повышенного нервного напряжения, чтобы попытаться выразить упрямо не поддающуюся запечатлению, такую внешне сумбурную и косноязычную реальность. Эта лента, созданная с удивительным бесстрашием и художнической независимостью, даже демонстративно распадается на не стыкующиеся три части, да и внутри дробится на причудливо рассыпанную мозаику, которая не воспринимается адекватно по отдельным кусочкам или кадрам, а воздействует, будучи собранной воедино, уже в сознании активно воспринимающего зрителя.
И порой кинематограф Муратовой оказывает настоящий терапевтический эффект, как, допустим, фильмы «Чувствительный милиционер» или «Увлеченья». Это удивительно жизнерадостные ленты, в которых присутствует та Муратова, какой она, наверно, хотела бы быть. Там от ее мизантропии не остается и следа. Настолько это сделано легко и с юмором, может быть, порой и с издевкой, злой иронией. Тем не менее картины удивительно светлые и увлеченные. Название «Увлеченья» невероятно точно, поскольку Муратова в своем творчестве остается на протяжении почти 40 лет удивительно увлеченным художником. Можно по-разному относиться к людям, которых называют фанатиками. Принято считать их чудаками, одержимыми, странными. Но эти увлеченные люди, которых показала режиссер в «Увлеченьях», должны быть ей близки, так как она сама, по своей сути, является на редкость увлечена кино. И иногда совсем увлекаясь, Муратова преодолевает в себе мрачное отношение к действительности вообще и к людям, в частности, — тогда у нее получаются светлые, забавные, лиричные картины.
Когда же Муратова находится по каким-то житейским обстоятельствам в подавленном состоянии, то это отражается на ее работах. Особенно это было ощутимо в период создания «Среди серых камней». Были свои причины, по которым в этом фильме Муратова отказалась от авторства и демонстративно взяла мужской псевдоним Иван Сидоров. Но фигурируя в этом качестве, она здесь наиболее не равна себе. «Три истории» — тоже особо мрачная картина. Муратова была права, говоря, что ничего особенного не изобрела, а жизнь еще хуже, чем мы ее показываем. Но «Три истории» сделаны абсолютно равнодушно, нейтрально. И этот тон задан в самом начале, когда герой Сергея Маковецкого проходит мимо зоопарка. Если в фильме и есть какое-то любопытство художника, то, как у посетителя кунсткамеры или зоопарка. И в гениальном аттракционе, когда кошка мучает курицу, чувствуется равнодушное наблюдение со стороны, чего не было у Муратовой раньше, даже в самых мрачных ее картинах. В трех своих фильмах — «Среди серых камней», «Перемена участи» и «Три истории» — режиссер действительно проявляет наибольшую злость по отношению к фактуре и действительности, нежели в других лентах (особенно «Короткие встречи», «Долгие проводы» и «Познавая белый свет»), которые выражают ее более человеческие стороны творчества. И не случайно именно в них прием укрощения фактуры становится главным. Муратовой настолько уже нравится играть с материалом, что она забывает о самом материале. Он тут становится абсолютно неважным — то есть в этих картинах режиссер проявляет себя в большей степени уже как истинный формалист.

Фильмография (режиссер):

1962 — У крутого яра rutracker
1964 — Наш честный хлеб rutracker
1967 — Короткие встречи rutracker
1971 — Долгие проводы rutracker
1972 — Russia
1979 — Познавая белый свет
1983 — Среди серых камней rutracker
1987 — Перемена участи rutracker
1989 — Астенический синдром rutracker
1992 — Чувствительный милиционер rutracker
1994 — Увлеченья rutracker
1997 — Три истории rutracker
1999 — Письмо в Америку (короткометражный) rutracker
2001 — Второстепенные люди rutracker
2002 — Чеховские мотивы rutracker
2004 — Настройщик
2005 — Справка (короткометражный)
2006 — Кукла (короткометражный)
2007 — Два в одном rutracker
2008 — Мелодия для шарманки rutracker
2012 — Вечное возвращение rutracker


Нина Русланова, Алексей Жарков, Людмила Гурченко, Алла Демидова, Рената Литвинова

+1

2

https://i116.fastpic.org/big/2021/1021/b7/a4671891f573359578ddf33a9830eeb7.png?md5=YoCf4Ecysi6gpOuX3I8d5g&expires=1693062000

Познавая Белый Свет
год: 1979
режиссер: Кира Муратова
сценарий: Григорий Бакланов, Кира Муратова
оператор: Юрий Клименко
композитор: Валентин Сильвестров
В ролях: Нина Русланова Сергей Попов Алексей Жарков Людмила Гурченко
жанр: драма

Страстная поэма о любви на фоне социалистической стройки. Единственный фильм Муратовый снятый не на Одесской Киностудии (Ленфильм) и наверное последний, снятый более-менее понятным для среднего зрителя киноязыком.

+3

3

Настройщик, 2004, Россия, Украина

https://i93.fastpic.org/big/2017/0729/7e/bf2bf9a04a7315c624a8851528c67b7e.jpg

режиссер: Кира Муратова
сценарий: Сергей Четвертков, Евгений Голубенко, А.Ф. Кошко
жанр: комедия, драма
время: 154 мин
в ролях: Георгий Делиев, Алла Демидова, Рената Литвинова, Нина Русланова, Сергей Бехтерев, Наталья Бузько, Жан-Даниэль, Владимир Комаров, Алексей Павловски

Современная интерпретация мемуаров знаменитого российского сыщика царских времен Аркадия Кошко.

На какие только ухищрения не идет бедный настройщик, чтобы обеспечить своей возлюбленной достойное существование! Но честный труд не приносит ничего, кроме жалких крох… Любовь к изнеженной блондинке вынуждает Андрюшу переступить роковую черту: и он готов пойти на все — предать, украсть и даже … убить!

+2

4

Справка (2005)

Год: 2005
Страна: Россия
Жанр: короткометражный
Режиссер: Кира Муратова
В ролях: Инга Доронина,Юрий Невгамонный, Нина Русланова, Белла Сайдаковская

Кира Муратова:
«Справка» выпала из «Настройщика» и теперь существует самостоятельно. Хотя задумывалась как часть фильма."

+3

5

Кира Муратова - ВЫ ГЕННИЙ, даже без слов. Я вчера ночью увидела фильм, про деток, я первый раз за 100 лет не спала в это время, фильм я начала смотреть не с титров, даже не поняла почему так, только в процессе просмотра, интуитивно поняла. Надеялась на чудо, но даже Ваша правда была мягкой. Я переживала за деток, я сама оказалась в безумной ситуации в Москве, на вокзале, в 18 лет - это был 1983 год, до сих пор помню равнодушие взрослых людей, после этого, я всегда смотрю на деток по сторонам и даю деньги, кому необходимо. И я поняла для себя, потом, прожив еще время, что главный грех, особенно души - это равнодушие, когда человек начинает все вокруг принимать равнодушно - тогда он умер

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум Города N » Малый зал » Фильмы Киры Муратовой


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно