Время правления царя Алексея Михайловича, прозванного "Тишайшим", отнюдь не соответствовало этому прозвищу. Это время одной из величайших трагедий в истории Руси - церковного раскола, поставившего страну на грань гражданской войны и приведшего к десяткам тысяч жертв.
Со времени крещения Руси князем Владимиром в Русской церкви сложилась специфическая обрядность, отличавшаяся от обрядности других православных церквей. Эта обрядность была закреплена решениями Стоглавого собора 1551г. Причиной церковной реформы стало стремление церковных и светских властей сблизить богослужебные обряды и книги Русской церкви с обрядами других православных церквей, в первую очередь греческой. Целью подобной унификации обрядов было превращение Русской церкви и Российского государства в "истинное" православное царство. В понимании Алексея Михайловича и патриарха Никона Русь - это центр вселенского православия, который должен объединить все православные церкви под своим покровительством. В будущем предполагалось и государственное соединение православного Востока с Россией путем отвоевания Константинополя у турок.
Нововведения включали в себя много аспектов. Изменялась литургия, а также чины крещения, покаяния, миропомазания, тексты некоторых молитв. Двуперстное крестное сложение заменялось троеперстным. Изменялась форма креста - трисоставной-восьмиконечный крест заменялся двучастным-четырехконечным. Хождение вокруг алтаря "по солонь" (по движению солнца) заменялось на хождение "противу солонь" (против движения солнца). Вместо написания "Исус" вводилось "Иисус" и др.
Реформы вызвали резкий протест не только значительной части духовенства, но и простого народа, для которого они стали шоком, - многовековые верования и обряды предков объявлялись ересью. Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть. На церковном соборе 1666-1667 гг. старообрядчество было предано анафеме, множество старообрядцев были заключены в тюрьму, отправлены в ссылки, подвергнуты пыткам и казням. Страна оказалась на грани религиозной войны. Восстал Соловецкий монастырь, который после восьмилетней осады был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году восстание охватило Москву. Страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах.
Правящая верхушка, как обычно, легко поменяла свои убеждения и веру. Одним из редчайших исключений стала боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора). Боярыня Феодосия родилась в Москве 21 мая 1632 года в семье окольничего Прокопия Федоровича Соковнина, родственника Марии Ильиничны Милославской, первой жены царя Алексея Михайловича. Семнадцати лет была выдана замуж за боярина Глеба Ивановича Морозова. Род Морозовых при царе Алексее Михайловиче был одним из 16 знатнейших фамилий, члены которых поступали прямо в бояре, минуя чин окольничего. Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года. В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой. Богатство ее было сказочно. И вот эта женщина стала одним из духовных лидеров сторонников старой веры. Увещевания царя и патриарха Никона не дали результата, Феодосию и её сестру княгиню Евдокию Урусову подвергли пытками на дыбе. А затем даже собирались сжечь на костре, но против этого выступили сестра царя Ирина и родовитое боярство, не желавшее создавать прецедент позорной казнью представителей российской аристократии. Сестёр отправили в Пафнутьево-Боровский монастырь, где содержали в земляной тюрьме. В монастыре их уже не пытались переубедить, а просто уморили голодом.
Старообрядческая церковь причислила Феодосию Морозову к лику святых.
Информация о фильме
Название: «Боярыня Морозова»
Год выпуска: 2011
Жанр: Документальный
Режиссёр: Владимир Шуванников
Выпущено: Россия
Продолжительность: 00:51:05
Перевод: оригинал