А́ки Ка́урисмяки (финск. Aki Kaurismäki, род. 1957) — финский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Родился 4 апреля 1957 года в Ориматтиле (Orimattila). Родители: Йорма и Леена Каурисмяки.
Никогда не учился в киношколе. Поступил в университет Тампере на факультет журналистики, однако был гораздо более активен на ниве любительской киносъемки. Был членом киноклуба. Мечтал стать актером.
До того как начать карьеру в кинобизнесе, ему довелось и разносить почту, и мыть посуду, и писать рецензии и критические статьи о кино.
В 1981 г. вместе с братом Микой основывают кинокомпанию "Villealfa", названную в честь фантастического фильма Жана-Люка Годара «Альфавиль». Первым детищем свежеиспеченной фирмы становится документальный опус о гастролях трех самодельных финских рок-команд по окрестностям озера Саймаа. С тех пор Аки навечно привязан к такому специфическому и экстравагантому музыкальному явлению, как финский рок. Позднее, в 1989-м, он станет сотрудничать с культовой группой "Ленинградские ковбои", гордо носящей статус "худшей рок-группы в мире". В музыке "Ковбоев" (как и в фильмах Аки) американские рок-н-роллы 50-х и вечно актуальный стиль "серф" легко и красиво уживаются с русским "Полюшко - полем".
В начале 80-х Аки написал сценарии для двух дебютных фильмов старшего брата Мики («Лжец» (1981) - объяснение в любви годаровскому «На последнем дыхании» и гангстерский «Никчемные» (1982), которые критика сравнила с дыханием свежего ветра). В 1983 году Аки, начавший снимать фильмы самостоятельно, дебютирует также как художник-постановщик, а в 1987 – как художник по свету.
Игровым дебютом Аки в режиссуре становится модернизированая версия «Преступления и наказания» (1983). Связи финских братьев с русско-советской культурой более чем прочны: не говоря об уже упомянутой любви к отечественным песням, Мика Каурисмяки, например, в своей "Последней границе" скрестил русские мотивы с жанром постапокалиптической фантастики, а часто появляющаяся у братьев в маленьких ролях финский министр кино Кирси Тиккилайнен в России привечается как родная и играет у Александра Рогожкина в "Особенностях национальной рыбалки".
В 80-е годы их фильмы привлекали около 50 тысяч зрителей (зарубежного проката не было), но в конце 80-х международные кинофестивали все-таки открыли братьев.
На его режиссёрский стиль повлияли такие режиссёры как Жан-Пьер Мельвиль, Райнер Вернер Фассбиндер и Робер Брессон. Каурисмяки опирается на неброскую актерскую игру и простое кинематографическое повествование. Его фильмы имеют тонкий изящный юмор, отдаленно напоминающий юмор в фильмах Джима Джармуша, который, кстати, играл камео-роль в фильме Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку». Джармуш, в свою очередь, взял актёров, игравших до этого только у Каурисмяки, на роли в своём фильме «Ночь на Земле» (место действия одного из эпизодов которого происходит в Хельсинки — столице Финляндии).
Действие большинства фильмов Каурисмяки также происходит в Хельсинки — родном городе режиссёра. В частности, «Союз Каламари» и его трилогия, состоящая из фильмов «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики».
На сегодняшний день является самым знаменитым и почитаемым режиссером Финляндии, давно завоевавшим во всем мире статус культового. Ретроспективы его фильмов проходят по всему миру (Нью-Йорк, Париж, Токио, Санкт-Петербург).
В 1987 году организовал свою собственную кинофирму “Спутник” (Sputnik Oy).
Продюсерская компания братьев Каурисмяки с начала 1980-х годов выпускает пятую часть всей кинопродукции Финляндии.
Совладелец бара “Москва”, нескольких ресторанов и кинотеатра “Андорра” в Хельсинки (плюс отель в Нумми-Пусуле, западнее Хельсинки). Аки постоянно сотрудничает с телевидением, а также является одним из основателей фестиваля Midnight Sun (Ювяскюля), единственного в мире кинофорума, проходящего за полярным кругом. Постоянно живет в Португалии. Дружит с Джимом Джармушем, обладает правами на прокат его фильмов.
(http://www.aki-kaurismaki.ru/bio.htm)
Классик финского кино, он соединил Запад и Восток, европейский лоск и маргинальное, квазисоветское варварство; придал товарный вид немодным сегодня историям о провинциалах, неудачниках и деклассированных элементах. Неистовый синефил, он одинаково нуждается в Любиче и Брессоне, Бунюэле и Макендрике, Одзу и Тати, Пудовкине и Беккере. Однако, цитируя, никогда не приносит в жертву подлинность чувств; стилизуя, контрабандой протаскивает на экран «реальность», ставшую в постмодернистскую эпоху неприличной.
«Король проигрыша» — вот любимый и единственный герой режиссера, будь то современный Раскольников, работающий на скотобойне в Хельсинки («Преступление и наказание», 1983), не менее современный Гамлет («Гамлет входит в дело», 1987), помещенные в сегодняшний Париж персонажи Анри Мюрже («Жизнь богемы», 1992). С редким изяществом Каурисмяки скрещивает хрестоматийный сюжет и визуальную среду второй половины 20 века. Его зрение совершенно: камера добывает драгоценные крупицы киноискусства в безнадежных ситуациях, там, где, скучая, опускает руки режиссер средней руки.
Изобразительная точность и аскетизм помогают концентрировать энергию. Действие, как правило, показано в виде стилизованных клише. Режиссер то и дело затевает лукавую игру с жанровыми схемами, собирая свой фильм из пауз, из фабульных недомолвок. Дыхание живого человека, преодолевающего социальную условность, смерть и небытие, занимает Каурисмяки в первую очередь.
Так называемая «пролетарская трилогия» («Тени в раю», 1986, «Ариэль», 1988, «Девушка со спичечной фабрики», 1990) и примыкающая к ней картина «Вдаль уплывают облака» (1996) показывает Финляндию безжалостно и одновременно с нежностью. По сути, эти фильмы отрицают этическую максиму, которая господствует сегодня в голливудском кино: успех есть благо.
Светлая печаль и наивный стоицизм режиссера могли бы показаться провинциальной претензией, когда бы не беспрецедентная строгость его мышления: Каурисмяки закладывает в структуру своих картин возможность любой другой точки зрения на предмет. Он контролирует все элементы фильма, сочетая иронию и сентиментальность, и потому остается неуязвим. Каурисмяки никогда не показывает красивые природные ландшафты и постельно-эротические сцены: «Туфли с высокими каблуками падают на пол, шелковое белье, travelling (путешествие) по женской ноге... Если я еще раз увижу это в кинотеатре, я, наверное, брошусь на экран!».
Неподражаемый юмор — характерная примета режиссерского стиля. Конечно, уроки классической кинокомедии не прошли даром. И все же определяющей следует считать все ту же этическую позицию автора: в мире, где успех занял место божества, «неправильным» персонажам, исповедующим религию поражения и страдания, неизбежно достаются трагикомические ситуации.
У него безукоризненный вкус. Все его фильмы, включая сагу про «Ленинградских ковбоев», снятую в Лондоне картину «Я нанял себе убийцу», роуд-муви «Побереги свою косынку, Татьяна», одинаковы хороши. Он дружит с Джимом Джарму
http://www.kinomag.ru/author-auz742.html
Фильмография:
1983 — Преступление и наказание / Rikos ja Rangaistus
1985 — Союз Каламари / Calamari Union
1986 — Тени в раю / Varjoja paratiisissa
1987 — Гамлет вступает в дело / Hamlet liikemaailmassa
1988 — Ариэль / Ariel
1989 — Ленинградские ковбои едут в Америку / Leningrad Cowboys Go America
1990 — Девушка со спичечной фабрики / Tulitikkutehtaan tyttö
1990 — Я нанял убийцу / I Hired a Contract Killer
1992 — Жизнь богемы / La vie de bohème
1994 — Береги свою косынку, Татьяна / Pidä huivista kiinni, Tatjana
1993 — Ленинградские ковбои встречают Моисея / Leningrad Cowboys Meet Moses
1996 — Вдаль уплывают облака / Kauas pilvet karkaavat
1999 — Юха / Juha
2002 — Человек без прошлого / Mies vailla menneisyyttä
2002 — На десять минут старше — Труба (эпизод «Собаки не отправляются в ад») / Ten Minutes Older: The Trumpet (segment Dogs Have No Hell)
2004 — Образы Европы / Visions of Europe (эпизод "Бико")
2006 — Огни городской окраины / Laitakaupungin valot
2007 — У каждого свое кино (эпизод «Литейный цех» / La Fonderie)
-------------------------------------------------------------------
Я нанял убийцу / I Hired a Contract Killer
Год выпуска: 1990
Страна: Германия, Швеция, Финляндия, Франция, Великобритания
Жанр: комедия, драма
Продолжительность: 01:16:04
Перевод: Любительский (одноголосый)
Режиссер: Аки Каурисмяки
Сценарий: Аки Каурисмяки, Питер Фон Баг
Продюсер: Martin Bruce-Clayton, Аки Каурисмяки, Дэвид Келли
Оператор: Тимо Салминен
Композитор: -
В ролях: Жан-Пьер Лео, Марджи Кларк, Кеннет Колли, Т.Р. Бауэн, Имоджен Клер, Анджела Уолш, Сирил Эпштейн, Никки Теско, Чарльз Корк, Майкл О`Хаган
Описание: Неловкий, замученный бытом растяпа, который никак не может выбрать между жизнью и смертью нанимает себе убийцу. Безжалостный киллер оказывается безнадежно больным человеком. В отличие от героев традиционных криминальных драм, они слишком похожи на обыкновенных людей - у киллера идет горлом кровь, у жертвы недостает ловкости скрыться от преследования. Невыносимо жить, страшно умереть...
Рейтинг
kinopoisk.ru: 8.129 (31)
imdb.com: 7.20 (1 253)
Шекспир, Достоевский, Жан-Пьер Лео
Отредактировано radio (2009-01-17 19:54:28)