Ясудзиро Одзу родился 12 декабря 1903 года в Токио. До десяти лет воспитывался отцом, затем перебрался к матери в провинцию, где прожил с ней под одной крышей всю свою жизнь. Желаниям родителей поступить в университет Васэда Ясудзиро не угодил, специально провалив вступительные экзамены. Через несколько лет в 1923 году Ясудзиро устраивается ассистентом оператора в кинокомпанию «Сётику». Одзу быстро продвигается по службе, и к 1927 году становится режиссером.
В 1927 году он поставил свой первый фильм, который не вошел в «кинематограф Одзу», — самурайскую драму «Меч покаяния». Все, что он снимал дальше, можно расценивать как большой — длиною в целую жизнь — фильм на одном и том же материале. Коротко говоря, это кино о японской семье, о родителях и детях, о традициях и их медленном, но неотвратимом разрушении. И его съемочная группа, прежде всего оператор Юхару Ацута и актеры Тисю Рю и Сэцуко Хара, была по сути его семьей — Одзу умер холостяком.
После смерти, последовавшей в 1963 году (в день шестидесятилетия), Одзу понемногу становится известным за рубежом, прежде всего в профессиональных кругах. Теперь, пожалуй, ни один список фильмов-фаворитов, составляемых самыми авторитетными режиссерами мира, не обходится без Ясудзиро Одзу. Чаще других в них фигурирует «Токийская повесть».
Одзу долгое время считался настолько глубоко национальным режиссером, что ни один из его фильмов вплоть до смерти автора не был представлен ни на одном международном фестивале. Те, кого мы считали выразителями японского духа — Куросава, даже Мидзогути и Итикава, — на родине казались «экспортными» режиссерами, в определенной степени «адаптировавшими» национальную эстетику, культуру и мировоззрение к восприятию западного зрителя. Одзу числился режиссером эзотерическим, недоступным за пределами Японии.
Вим Вендерс, один из плененных Одзу европейцев, посвятил ему фильм-омаж «Токио-Га», который тоже был показан на ретроспективе великого японца в Москве. И он же сказал в одном из интервью: «Если бы пришлось выбирать, я предпочел бы провести детство, скрючившись на татами, в японской семье, чем в огромном американском особняке».
Избранная фильмография
* Мечты о юности (1928)
* Потеряная жена (1928)
* Жизнь офисного работника (1929)
* Дни молодости (1929)
* Токийский хор (1931)
* Родиться-то я родился… (1932)
* Повесть о плавучей траве (1934)
* Токийская гостиница (1935).
* Был отец (1942)
* Рассказ домовладельца (1947)
* Поздняя весна (1949)
* Раннее лето (1951)
* Вкус простой пищи (1952)
* Токийская повесть (1953)
* Ранняя весна (1956)
* Токийские сумерки (1957)
* Цветок равноденствия (1958)
* Плавущие водоросли (1959)
* Бабье лето (1960)
* Вкус сайры (1962)
Токийская повесть (1953)
Плавучие травы (1959)
Вкус сайры (1962)