Фо́лькер Шлёндорф (Фо́лькер Шле́ндорф, нем. Volker Schlöndorff; род. 31 марта 1939, Висбаден, Германия) — немецкий кинорежиссёр, один из самых значительных деятелей нового немецкого кино.
На данный момент, это самый уважаемый и именитый (из ныне здравствующих) немецкий режиссер. Его визитная карточка - экранизации самых известных писателей прошедшего столетия: от Музиля и Пруста до Турнье и даже Чейза. Многие режиссеры любят ставить фильмы по литературным произведениям, но так любовно и бережно к оригиналу подходят очень немногие. А заработать себе славу именно на экранизациях шедевров удалось только Фолькеру Шлендорфу.
Его путь к нынешнему статусу мэтра мирового кинематографа начался в Париже, куда он попал по обмену студентами. Именно там в двадцатилетнем возрасте он знакомится с Луи Малем, и тот приглашает страстно интересующегося кинопроцессом юношу ассистентом в ряд своих фильмов: "Зази в метро", "Частная жизнь", "Вива, Мария!" и др. Попутно Шлендорф ассистирует и другим французским режиссерам: Алену Рене, Жану-Пьеру Мельвилю, Бертрану Тавернье (бывшему в свое время одногруппником Шлендорфа).
Уже через несколько лет Фолькер чувствует в себе силы для полнометражного режиссерского дебюта. И дебют - "Молодой Терлесс" - оказался триумфальным. Германская премия "Золотая кинолента" за сценарий и режиссуру, премия ФИПРЕССИ в Каннах, премия "Золотые ворота" в Сан-Франциско: После этого Шлендорф, обретя уверенность в правоте своего подхода к режиссуре, снимает, помимо экранизаций, ряд лент по собственному сценарию, из которых наибольшее впечатление на зрителей и жюри различный фестивалей произвел фильм "Внезапное обогащение бедняков из Комбаха", который снимался изначально для ТВ, но затем обошел европейские кинотеатры. С этой работы начинает отсчет многолетнее сотрудничество режиссера со сценаристкой и актрисой Маргарет фон Тротта, ставшей затем, как часто бывает среди творческих союзов, его супругой. Перенеся на экран Белля, Брехта и Маргарет Юрсенар, Шлендорф снимает, пожалуй, свой наиболее грандиозный шедевр - "Жестяной барабан" по роману Гюнтера Грасса. Гротесковая, трагикомическая история о мальчике, отказавшемся расти и протестующем против мира взрослых грохотом барабана и криками, от которых лопается стекло, запала в души зрителей всего мира, даже тех, кто был далек от проблем политики и борьбы с фашизмом. Лента получила "Золотую пальмовую ветвь", а Шлендорф в 40 лет стал классиком.
В 1980 г. он уезжает в бурлящий Бейрут, где почти два года с риском для жизни снимает картину "Фальшивка", а через несколько лет успешно пробует себя в Америке. Его приглашения на съемки с радостью принимают англоязычные звезды первой величины: Дастин Хоффман, Джон Малкович, Фэй Данауэй, Наташа Ричардсон, Сэм Шеппард и другие. Шлендорфу удалось, оставшись истинно немецким режиссером (и снимая большей частью все же в Европе), завоевать успех не только у европейской, но и у американской публики и киноэлиты. Это произошло, надо думать, благодаря творческому кредо мастера, который относился к процессу съемок крайне серьезно, но при этом считал, что фильмы не должны отпугивать массового зрителя. "Я уверен, что кино имеет смысл лишь как массовое средство народного общения, как киношка:", сказал однажды Шлендорф. (Здесь можно провести параллель с нашим музыкальным деятелем Сергеем Курёхиным, который, будучи необыкновенным экспериментатором, заявлял, что музыка должна служить исключительно фоном для приема пищи.) Так или иначе, Шлендорф действительно относится к числу тех немногих кинематографистов, чьи работы ставят крайне жесткие и серьезные проблемы, но вместе с тем смотрятся так же легко, как голливудские мелодрамы.
Фолькер Шлендорф (Volker Schlöndorff), как и два других великих немецких режиссера его поколения - Вим Вендерс и Райнер Вернер Фассбиндер, - родился в семье врача. Все они, воспитываясь в либеральных семьях, всю жизнь изживали чужое национал-социалистическое прошлое в своих фильмах, операх и спектаклях. Имея родителей с безупречной репутацией, они всегда, тем не менее, чувствовали ответственность за преступления старшего поколения. Отсюда и вечная в фильмах Шлендорфа проблема насилия, обязательно в сочетании с экстатическим романтизмом. Сюжет мог быть любым: из жизни крестьян прошлого века, анархистов поколения 68-го года, кадетов времен Австро-Венгрии или журналиста, работающего в Бейруте. Но, разумеется, самой важной для него навсегда стала тема ответственности за 12 лет нацизма, с его невыносимым официозом и ужасающей пошлостью.
В Париже
В 1956 году семья отправила семнадцатилетнего Шлендорфа учиться в Париж. Во Франции он честно изучал семь лет подряд политэкономию, стал бакалавром, а затем и доктором этой важной научной дисциплины. Но, как и многие его ровесники, он был захвачен новым французским кино. В 1958 году Шлендорф записался в парижскую киноакадемию, одновременно работая ассистентом режиссера у Луи Маля, Жан-Пьера Мельвиля и Алена Рено. С 1962 года он еще и 2-й режиссер в "Театр де Пари". Как он успевал совмещать два института и изматывающую работу, остается загадкой. Но в этом ритме жили и другие режиссеры того поколения. Его друзья Годар и Трюффо работали еще более напряженно, несмотря на непрерывный парижский праздник конца 50-х. Именно здесь, во Франции, говорил Шлендорф, он до конца дней возненавидел буржуазную пошлость.
Новое немецкое кино
В 1965 году Шлендорф возвращается в Германию профессионалом с восьмилетним опытом работы у лучших французских режиссеров. Как иностранец, а тем более немец, он не мог рассчитывать во Франции на самостоятельную работу. Но в ФРГ он застал самое горячее время - время рождения так называемого "нового немецкого кино". Послевоенное германское кино тихо умирало своей смертью. В сравнении с итальянскими и французскими фильмами начала 60-х немецкие картины поражали своим убожеством. И в 1965 году в ФРГ произошла революция "молодого кинематографа". За один год 30-летние режиссеры - Жан Штрауб, Александр Клюге, Ульрих и Петер Шамони - выпустили свои фильмы, которые можно было смотреть с интересом. Если учесть, что средний возраст немецкого режиссера был тогда 50 лет, это оказалось сенсацией.
Дебют режиссера
Молодой Шлендорф, сразу получив право на постановку, решил экранизировать мрачную повесть австрийского писателя Роберта Музиля - "Душевные смуты воспитанника Терлеса", написанную в 1906 году. Музиль был любимым писателем режиссера еще со школьных времен, и уже в "Театр де Пари" Шлендорф поставил его пьесу "Мечтатель". Теперь, у себя дома, в Германии, можно было развернуться по-настоящему. Действие фильма происходит в военном училище для подростков на границе Австро-Венгрии. В свое время, в этом закрытом кадетском корпусе учился Рильке, запомнивший эти годы как самые страшные в своей жизни.
Наверное, любое массовое воспитание в накачанном пропагандой замкнутом пространстве рождает чудовищ, и в 1965 году эта мысль уже не была откровением. Но Шлендорф показал военное училище как готовый инкубатор фашизма. Как вылупившиеся крокодильчики отличаются от взрослых крокодилов только размером, так и незрелые кадеты обладают уже всеми душевными качествами взрослых нацистов. Ненависть к свободному интеллекту, антисемитизм и ксенофобию курсанты получают вместе с военной формой.
Но для Шлендорфа особенно неприятна фигура курсанта Терлеса. По идее, именно образованный Терлес может и должен остановить своих друзей - ублюдков, когда их развлечения доходят до пыток "расовонеполноценного" кадета Базини. Невмешательство таких Терлесов во время массового помрачения и барабанного боя всегда непростительно, и в итоге смертельно для них самих. За первый же свой фильм Шлендорф получил международный приз кинокритиков, приз за лучший немецкий фильм и сценарий.
В первом же полнометражном фильме молодой режиссер обыграл все свои любимые символы, которые будут повторяться у него почти в каждой картине. Это старый замок, какое-то замкнутое сообщество, живущее по своим странным законам, и конечно же насилие: коллективное и индивидуальное.
Новый стиль
Второй фильм Шлендорфа "Убийство случайное и убийство преднамеренное" вышел в 1967 году. Шлендорф снимает картину из жизни нового поколения, в абсолютно новой манере. Он использует рваный монтаж, мобильную камеру и нарочито невнятный сценарий. По тем временам фильм был абсолютно шоковым. На экране под музыку "Роллинг стоунз" молодые немецкие люди совершают бессмысленные убийства, поджоги, провоцируют аварии. Конечно, теперь этот новый стиль, отразившись в фильмах Тарантино, стал понятен всем и каждому. Но в 1967 году узреть в таком действии позитивную мораль и осуждение насилия смогли немногие.
Собственная студия
После этой картины фирма "Коламбия" подписала со Шлендорфом шестилетний контракт. Так он стал первым после 1933 года немецким режиссером, получившим такое предложение. Поработав с американскими продюсерами над фильмом "Михаэль Кольхаас - бунтарь", он решает открыть собственную студию - "Аллилуйя - фильм". Название взято, конечно же, из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Следующую картину - "Внезапное обогащение бедняков из Комбаха" Шлендорф снимает уже на своей студии и со своей командой. В главной роли снимается Райнер Фассбиндер, сценарий пишет жена Шлендорфа - Маргарета фон Тротта.
Фильмография
1966 — Молодой Терлесс / Der Junge Törless
1967 — Убийство случайное и преднамеренное / Mord und Totschlag
1969 — Михаэль Кольхаас — бунтарь / Michael Kohlhaas. Der Rebell (eng)
1970 — Баал / Baal
1971 — Внезапное обогащение бедняков из Комбаха / Der plötzliche Reichtum der armen Leute von Kombach
1972 — Мораль Рут Хальбфас / Die Moral der Ruth Halbfaß
1972 — Мгновенная вспышка / Strohfeuer
1974 — Ночёвка в Тироли / Übernachtung in Tirol
1975 — Поруганная честь Катарины Блюм / Die verlorene Ehre der Katharina Blum
1976 — Выстрел из милосердия / Der Fangschuss
1978 — Германия осенью / Deutschland im Herbst
1979 — Жестяной барабан / Die Blechtrommel
1980 — Кандидат / Der Kandidat
1981 — Фальшивка / Die Fälschung
1982 — Война и мир / Krieg und Frieden
1983 — Любовь Свана / Eine Liebe von Swann
1985 — Смерть коммивояжера / Tod eines Handlungsreisenden
1987 — Восстание стариков / Ein Aufstand alter Männer
1990 — История служанки / Die Geschichte der Dienerin
1991 — Хомо Фабер / Homo Faber
1996 — Лесной царь / Der Unhold
1998 — Пальметто / Palmetto
2000 — Тишина после выстрела (Легенды Риты) / Die Stille nach dem Schuss
2002 — На 10 минут старше: Виолончель / Ten Minutes Older: The Cello (эпизод «Озарение»)
2004 — Девятый день / Der neunte Tag
2005 — Загадка - Неразделенная любовь / Enigma - Eine uneingestandene Liebe
2007 — Стачка - героиня Гданьска / Strajk - Die Heldin von Danzig
2007 — Ульжан - забытый свет / Ulzhan - Das vergessene Licht
Юрген Прохнов, Золотая пальмовая ветвь, Фассбиндер, Даниэль Ольбрыхский, Андреа Ферреоль, Марио Адорф, Хайнц Беннент