КИБЕРПАНК
Киберпанк (англ. cyberpunk, от слов cybernetics — кибернетика и punk — отребье, панк) — поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. Киберпанковые сюжеты часто построены вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом и мегакорпорациями. Киберпанковские миры, как правило, являются постиндустриальными антиутопиями и описывают общество, находящееся на пороге бурных социальных и культурных преобразований, где новые технологии используются способами, не предусмотренными их создателями («улица найдёт собственное применение вещам»). Многие отмечают схожесть атмосферы жанра с нуаром.
Виднейшими представителями киберпанка в литературе являются Уильям Гибсон (William Gibson), Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), Пэт Кадиган (Pat Cadigan), Руди Рюкер (Rudy Rucker) и Джон Ширли (John Shirley). В 1980-х годах киберпанк пришёл и в кинематограф, наложив заметный отпечаток на множество фантастических фильмов, снятых с тех пор. Начиная с 1990-х годов определённые тенденции в музыке и в моде также начали связывать с киберпанком, а в мире компьютерных и настольных игр появились ролевые игры в стиле киберпанк. К началу XXI века элементы киберпанка встречаются в большом множестве произведений научной фантастики.
«Классические киберпанковские персонажи являлись маргиналами, отверженными одиночками, живущими за гранью, как правило, в безысходном будущем, в котором повседневная жизнь подверглась стремительным техническим изменениям, где существует вездесущая цифровая инфосфера и насильственные модификации человеческого тела». (Лоренс Персон)
Идеальный персонаж киберпанк мира это хакер.
К слову вот эмблема хакеров:
|_|0|_| [ ][*][ ] [ ][0][ ] 0 1 0
|_|_|0| [ ][ ][*] [ ][ ][0] 0 0 1
|0|0|0| [*][*][*] [0][0][0] 1 1 1
Эмблема хакеров была предложена в октябре 2003 года Эриком Рэймондом как символ отношения к хакерской культуре. На эмблеме изображён «планёр» (англ. glider) — одна из фигур игры «Жизнь».
В данном случае слово «хакер» используется в своём первоначальном значении, а не в значении «компьютерный злоумышленник».
Эрик Рэймонд подчёркивает, что демонстрация данной эмблемы не означает, что носитель объявляет себя хакером, поскольку хакером нельзя объявить самого себя — это титул, который присваивается сообществом. Использование эмблемы, однако, означает, что носитель сочувствует целям и ценностям хакерского сообщества.
Данная эмблема не является изображением защищенным авторским правом, или товарным знаком, но ее использование в коммерческих целях запрещается сообществом.
Не все хакеры поддерживают эту эмблему. Например аргентинские высмеивают её.
Киберпанк как жанр научной фантастики был популяризован в начале 80-х годов прошлого века проживающим в Канаде писателем-фантастом Уильямом Гибсоном. После издания романа «Нейромант» (англ. Neuromancer, 1984, иногда переводится как «Нейромантик») Уильям Гибсон стал самым известным писателем в этом жанре. Затем к киберпанку обратилось немало одарённых и весьма различных по стилю американских писателей-фантастов, среди которых можно выделить Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и Майкла Суэнвика. Своеобразный пост-киберпанковский стиль характерен также для футуристических романов Нила Стивенсона.
Некоторые считают, что киберпанк появился в значительной степени в противовес утопической фантастике, и что на его появление повлияло развитие информационных технологий в начале 80-х годов, которое не находило адекватного отражения в традиционной научной фантастике того времени. Киберпанк же был нацелен в основном на ближайшее будущее, был технически точен и требовал от читателя хорошей осведомлённости в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.
В основном произведения киберпанка ориентированы на молодёжную, протестную аудиторию. Сюжетом киберпанковских произведений часто становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником, маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных персонажей связана с их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них художественный мир представлен технологической антиутопией. В мире киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и мотивы киберпанка получили развитие в кинематографе, альтернативной музыке, графических произведениях (особенно аниме) и в компьютерных играх.
Наиболее известные писатели жанра:
Уильям Гибсон, Пэт Кэдиган, Руди Рюкер, Брюс Стерлинг, Джек Вомак, Джефф Нун, Нил Стивенсон, Мик Фаррен, Льюис Шайнер, Джон Ширли, Уолтер Уильямс, Майкл Суэнвик.
Фильмы в жанре «киберпанк»
2035: Город Призрак (англ. Nightmare City 2035), 2007)
Авалон (англ. Avalon, 2001)
Аватар (англ. Avatar, 2004)
Армитаж: Двойная матрица (англ. Armitage III: Dual-Matrix, 2002)
Бегущий по лезвию (англ. Blade Runner, 1982, IMDb Title)
BLAME! Ver. 0.11 (англ. BLAME! Ver 0.11, 2002)
Боевой ангел Алита (англ. Battle Angel Alita, 1993)
Версия 1.0 (англ. One point 0), 2004)
Газонокосильщик (англ. The Lawnmower Man, 1992)
Газонокосильщик 2: За пределами киберпространства (англ. Lawnmower Man 2: Beyond Cyberspace, 1996, IMDb Title)
Дефицит в банке памяти (англ. Overdrawn At the Memory Bank, 1985)
Джонни Мнемоник (англ. Johnny Mnemonic, 1995, IMDb Title)
Шифр / Cypher (2002)
Матрица (англ. The Matrix, 1999, IMDb Title)
Матрица: Перезагрузка (англ. The Matrix Reloaded, 2002)
Матрица: Революция (англ. The Matrix Revolutions, 2003) О трилогии Матрици зачастую говорят что она не имеет отношения к киберпанку. От части это верно т.к в матрице есть очень много необьяснимых вещей, например переход персонажей в реальный мир через телефонную трубку. Киберпанк же в основном берёт за основу факты. В матрице есть некий спаситель человечества что опять же противоречит жанру киберпанка. Правельнее отнести Матрицу к фильму с элементами киберпанка.
Аниматрица (англ. The Animatrix, 2003)
Нирвана / Nirvana (1997)
Отель «Новая роза» (англ. New Rose Hotel, 1998, IMDb Title)
Призрак в доспехах / Kôkaku kidôtai (1995)
Призрак в доспехах: Невинность (англ. Ghost in the Shell: Innocence, 2004)
Странные дни / Strange Days (1995)
Темный город / Dark City (1998)
Тринадцатый этаж (англ. The Thirteenth Floor, 1999)
Фильмы с элементами киберпанка:
Акира / Akira (1988)
Бегущий человек / The Running Man (1987)
Бессмертные: Война миров / Immortel (ad vitam) (2004)
Восходящее солнце (англ. The Rising Sun, 1993)
Горец 2: Ускорение (англ. Highlander II: The Quickening, 1991)
Девять жизней Томаса Катца (англ. The Nine Lives of Tomas Katz, 2000)
Жидкое небо / Liquid Sky (1982)
Искусственный разум / Artificial Intelligence: AI (2001)
Макросс Плюс (англ. Macross Plus, 1994)
Мошенник (англ. Imposter, 2002)
Особое мнение (англ. Minority Report, 2002)
Побег из Нью-Йорка (англ. Escape from New York, 1981, IMDb Title)
Побег из Лос-Анджелеса англ. Escape from L.A., 1996, IMDb Title)
Пока мир существует (англ. Until the End of the World, 1991)
Хакеры (англ. Hackers, 1995, IMDb Title)
Час расплаты (англ. Paycheck, 2003)
Телесериалы и аниме:
Максимальный просвет (англ. Max Headroom)
Тёмный ангел (англ. Dark Angel)
Призрак в доспехах (англ. Ghost in the Shell)
Призрак в доспехах: Синдром одиночки (англ. Ghost in the Shell: Stand Alone Complex)
Технолайз (англ. Texhnolyze)
Эксперименты Лэйн (аниме, англ. Serial Experiments Lain)
Сны оружия (аниме, англ. GUNNM)
Трон (англ. Tron, 1982, IMDb Title)
Экзистенция (англ. eXistenZ, 2000)
Комиксы и манга:
«Детлок-уничтожитель» (Рич Баклер, Даг Мунк, англ. Deathlok the Demolisher)
«Акира» (Кацуcиро Отомо, англ. Akira)
«Боевой ангел Алита» (Юкито Киcиро, англ. Battle Angel Alita)
«BLAME!» (Цутому Нихей, англ. BLAME!)
«Призрак в доспехах» (Масамуне Cиро, англ. Ghost in the Shell)
«Трансметрополитен» (Уоррен Эллис, англ. Transmetropolitan)
«Ронин» (Фрэнк Миллер, англ. Ronin)
«Судьба клинка» (Крис Саррацини, англ. Fate of the Blade)
Киберпанк в музыке:
Музыкальный киберпанк представлен такими направлениями, как dark elektro, industrial, EBM, IDM, noise, cyber-metal. Среди западных исполнителей это:
Sensogen, Xotox, Yelworc, Wynardtage, Asylum, Front Line Assembly, Xianotic, Welle:Erdball, Unit:187, Tumor, The Retrocic, Tactical Sekt, Sinthetix, Synapscape, Sutcliffe Jugend, Cat Rapes Dog, Supreme Court, Neikka RPM, [[Nurzery[rhymes]]], Skorbut, Shizuko, Overdrive, Revolver1010, S.K.E.T., Pneumatic Detach, Oxyurosis, Nullvektor, Kill Memory Crash, Information Society,Etienne, Hypnoscull, Implant, Insekt, Grendel, Frequenz of Future, Epinephrin, Funker Vogt, Fusspills 11, KMFDM, Aphex Twin, Haujobb, Die Sektor, Controlled Collapse, Censor, Anhedonia, Angelspit, Autechre.
На данный момент список груп намного больше, к томуже довольно часто отголоски киберпанка можно слышать у различных коллективов.
Компьютерные игры и видеоигры:
Beneath a Steel Sky, Black Town, Blade Runner, Bloodnet, Burn: Cycle, Chaser, Dot Hack, Deus Ex, Deus Ex: Invisible War, Digital Burn , DreamWeb, Enter the Matrix, Entropia Universe (Project Entropia), Flashback: The Quest for Identity, Final Fantasy VII, Hell: A Cyberpunk Thriller, The Longest Journey (только Старк), Minority Report: Everybody Runs, The Moment of Silence, Neocron, Neuromancer, Neuro Hunter, Oni, Restricted Area, Shadowrun, Syndicate, Syndicate Wars, System Shock, System Shock 2, Snatcher, Torg, Total Recall, Two Crude Dudes, Uplink, Власть закона, Код доступа: Рай
На данный момент к этому списку можно смело прибавить ещё пару десятков игр подобного плана. Да и вообще сами по себе игры как и геймеры имеют прямое отношение к киберпанку в целом.
Довольно старая культура скажите вы... соглашусь. Но как и любая культура киберпанк терпит изменения и превращается в пост-киберпанк.
Пост-киберпанк:
Жанр научной фантастики, развившийся из киберпанка, который, как и предшественник, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы (всеобщее проникновение информационных технологий, генной и молекулярной инженерии, технологий модификации человеческого тела и др.), однако при этом, в отличие «классического» киберпанка, главные герои произведений активно стремятся улучшить социальные условия или, по крайней мере, не допустить дальнейшей деградации общества.
В пост-киберпанке можно условно выделить два направления — биопанк и нанопанк.
Биопанк:
Направление в научной фантастике (разновидность посткиберпанка), посвящённое социальным и психологическим аспектам применения генной инженерии и биологического оружия.
Началом жанра является Рибофанк в котором путём генной инженерии создаются "не-люди" специально созданные, в качестве идеальных слуг, а также живых игрушек. В этом мире господствуют транснациональные корпорации, действуют террористы из Фронта Освобождения Трансгенов и ведётся Последний Джихад. А история трансгенного и разумного кролика Питера на ферме Мак’Грегора имеет параллели с революцией на «Скотном дворе» Джорджа Оруэлла.
Примером произведения в жанре биопанка явлется «Геном» Лукьяненко, в котором имеются методы, позволяющие изменить генотип человека таким образом, чтобы приспособить его к определённой деятельности. Подобная операция («спецификация») проводится будущему ребёнку за 9 месяцев до рождения по заказу родителей, которые, таким образом, раз и навсегда решают, кем он будет. Человек, которому была сделана спецификация, называется «спецом», немодифицированные люди именуются «натуралами». Стоимость спецификации, возможность предоставления кредита для оплаты и прочие условия зависят от того, насколько велика на данной планете потребность в спецах данной профессии. Спецы генетически совместимы с натуралами — у спеца сохраняется немодифицированный генотип, и специфицированные признаки передаются потомству только тогда, когда оба родителя обладают ими, но и в этом случае их передача может быть блокирована по желанию родителей.
Другой пример «Freeware» («Халява.exe») Руди Рюкера в котром происходит в отдаленном будущем, когда, сделанные из пластика и плесени или морских водорослей (в зависимости от разновидности), роботы-молди используются в качестве рабочих.
Компьютерные игры:
Evolva
Bio-Shock
Фильмы:
Фильмы в жанре биопанк (с явными трансгенами — т. н. «hardcore biopunk»)
Экзистенция
Фильмы с генной инженерией, но без явных трансгенов
Гаттака
Телесериалы:
Aeon Flux (сериал)
Бэтмэн Будущего (Batman Beyond)
Художники и скульпторы, работающие в жанре биопанк:
Патриция Пиццинини
Нанопанк:
Направление в научной фантастике (разновидность посткиберпанка), посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий.
В нанопанке рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и атомарном уровне, в том числе создание веществ с программируемыми свойствами («умная материя»), а также создание полезных вирусов, способных обеспечить человеку мнимое или явное совершенство в виде зомби или иной формы постчеловека. Показываются перспективы и опасности, связанные с использованием программируемых молекулярных устройств — нанороботов и т. н. «сборщиков материи», занимающихся нанофабрикацией материальных макрообъектов. Так в романе Рибофанк описывается гибель мира от бесконтрольно размножившихся силикробов (наноботов).
В западной фантастике одним из первых произведений в жанре нанопанка можно считать роман Нила Стивенсона «Алмазный век» (1995) и Пола Ди Филиппо «Рибофанк» (1996). Исторически пришел на смену киберпанку, поэтому содержит в себе ряд его элементов — транснациональные корпорации и секретные разработки в тайных лабораториях; уличные беспорядки; карантинные службы; эпидемии, поиски вакцин.
В русской фантастике произведения с элементами нанопанка создавал Александр Тюрин: роман «Боятся ли компьютеры адского пламени?», 1998, рассказы «Киберозойская эра» и «Судьба Кощея в киберозойскую эру», повесть «Отечественная война 2012 года».
Предвестником нанопанка является рассказ «Микроруки» Бориса Житкова, а ярким представителем — книга Александра Лазаревича «Сеть Нанотех». А в годы холодной войны Станислав Лем написал рассказ «Эволюция вверх ногами», про военное применение нанотехнологий.
Компьютерные Игры:
Deus Ex
Anarchy Online
Half - Life 2 (Период Полураспада 2)
Фильмы:
Обитель зла
Версия 1.0
Виртуозность
Параграф 78
Doom
Джек 2.0
Я - Легенда
Бессмертные - Война Миров
Тем неменее существует ещё один поджанр
Стимпанк
Стимпанк, паропанк (англ. steam + punk, пар + протест, конфликт) — жанр научной фантастики, моделирующий мир, который в совершенстве освоил технологию паровых машин. Как правило, стилизация идет под викторианскую Англию (XIX век) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на «низкой человеческой природе», движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием, корыстью и завистью. Особое внимание авторы, пишущие в жанре стимпанк, уделяют бытовым и физиологическим подробностям жизни главных героев. Общий стиль стимпанка выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим).
«паропанк»
появился в 1987 году как пародия на «киберпанк» (и потому иногда считается разновидностью посткиберпанка). Зачастую современным технологиям отыскивались «паровые» аналоги: компьютер — машина Бэббиджа, программист — клакер, робот — заводной механизм-автомат.
Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Разностная машина» (встречается как "Машина различий", "Дифференциальный Исчислитель"; «The Difference Engine», 1992) привлекло большое внимание к этому жанру, и именно после этого романа паропанк начал приобретать всё большую популярность.
Классификация Стимпанка:
альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XX вв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию или Америку эпохи Дикого Запада.
фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, лишь технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы (гномы, орки, эльфы).
Типичные элементы мира паропанка:
Реально существовавший прототип паровой пушки (1829, Россия)Технологии паровых машин: дирижабль, примитивный аэроплан, паровоз, пароход, бронированный военный пароход (дредноут), паробус, паровой экипаж и прочие механизмы, сделанные из клёпаного металла и медных труб. Они снабжены рычагами и приборами с часоподобными циферблатами и стрелками.
Оружие времён промышленной революции: револьверы, магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, артиллерийские орудия, а также различное паровое оружие.
Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты неэлектронные счётные машины (например, вычислительная машина Бэббиджа), телеграф, пневмопочта.
Одежда и аксессуары викторианской Англии:
Аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами.
Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах.
Рабочие в кепках, куртках и сапогах.
Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязного цвета, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы, пабы, бордели. И, соответственно, мрачная атмосфера.
Викторианские персонажи: демонические учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн или профессор Мориарти, путешественники, детективы (Шерлок Холмс), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, потомственные аристократы, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа).
Стимпанк фильмы и аниме:
«Дикий, Дикий Запад» (1999)
«Машина времени» (2002)
«Небесный капитан и мир будущего» (2004) (дизельпанк)
«Ван Хелсинг» (2004)
«Лемони Сникетт: 33 несчастья»
«Бразилия»
«Full Metal Alchemist» (2003)
«Steam Detectives» (1998)
«SteamBoy» (2005)
«Лига выдающихся джентльменов» (2003)
«Небесный замок Лапута» (1986)
«Ходячий замок (аниме)» (2004)
«Изгнанник (аниме)»
«Темный город»
«Золотой Компас»
«Город потерянных детей» (1995)
Игры в жанре стимпанк:
«Frater»
«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura»
«Syberia»
«Syberia II»
«Thief II: Metal Age»
«Rise of Nations: Rise of Legends» (клокпанк)
«Blood omen 2»
«Bioshock» (дизельпанк + биопанк)
«Steam brigade»
«Дорога на Хон-Ка-Ду (Steamland)»
«Русская рулетка 2 - Закрытые Планеты » (мультипанк)
«TimeShift» (дизельпанк)
«ParaWorld»
«Не время для драконов»
«American McGee’s Alice»
Из всего выше сказанного можно сделать вполне верный и осмысленный вывод, а именно: - Киберпанк это культура! Субкультурой киберпанк являлся в 80х годах. Прочитав до конца эту статью некоторые пункты вы можете перенести на себя, сравнить с нашей (вашей) жизнью... а значит киберпанк жив!!!
Отредактировано Angie:( (2008-02-04 00:18:50)